Персидские ковры с давних времен считались признаком богатства и украшали дома зажиточных людей. Красивый и изысканный дизайн, богатство красок, высокое качество ручной работы — это конечно же персидские ковры, визитная карточка Ирана.

История и современные традиции персидских ковров

В Коране сказано, что мир был сотворен Аллахом за шесть дней. Сначала в бесконечности пустой Вселенной возникли семь небес и зажглись светила, а потом под ними прекрасным ковром была расстелена земля, придавленная для прочности горами. Ковер, таким образом, ассоциируется на Востоке с мини-моделью земного рая. Без него немыслим ни один дом, а уровень благосостояния человека определялся количеством и качеством ковров в его жилище. Та семья, которая не могла позволить себе устелить пол собственного дома достойными коврами, выглядела жалко в глазах соседей.

Историки считают, что искусство ковроткачества появилось в кочевых племенах много лет тому назад. Кочевники плели ковры для бытовых нужд, чтобы застелить пол, завесить вход в шатер. Ковры хорошо защищали от холода и сырости.

Самым старым персидским ковром считается ковер, найденный русской экспедицией на Алтае. Данная находка стала просто сенсацией, так как ковру около 2500 лет и по технике плетения он ничем не отличается от современных аналогов ручной работы.

Виды и особенности иранских ковров ручной работы

Иран был и остается самым большим производителем ковров ручной работы. Почти каждый человек в наше время знает или слышал что такое иранский (персидский) ковер, поэтому в стране до сих пор уделяют много внимания качеству производимых ковров и «держат марку».

Для производства ковров ручной работы используют только шерсть, шелк и хлопок высокого качества, большое разнообразие натуральных высококачественных красителей. В Иране производством ковров до сих пор занимаются отдельные семьи, передающие знания и умения с поколения в поколения, но также есть и много фабрик, производящих ковры в больших количествах и под постоянным контролем качества.

При плетении ковров иранцы используют одинарный иранский узел, что позволяет делать качественные ковры ручной работы с высокой плотностью.

В дизайне преобладают различные растительные орнаменты, вензеля, животные мотивы. По цветовой гамме присутствуют много теплых тонов и насыщенных цветов.

На сегодняшний день основными городами-производителями ковров в Иране являются Габе, Тебриз, Исфахан, Кум и Наин. В каждом регионе в ковроделии присутствует свой «почерк», но все равно сразу видно, что это истинный иранский ковер.

Особенности персидских ковров, сделанных в разных регионах Ирана:

ТебризТебризские ковры ручной работы имеют красный, кремовый или синий фон. Темами для узоров могут быть сюжеты произведений восточных поэтов, сцены соколиной охоты или битв. На коврах-картинах часто изображаются роскошные дворцы и мечети. Для орнамента интерьерного текстиля из Тебриза характерно расположение медальонов по углам и в центре полотна.Iranskiy-kover-Tebriz

Исфахан. Персидские ковры исфаханской школы имеют ярко-красный или насыщенный синий фон. Контур рисунка отличается высокой четкостью за счет небольшой длины шерстяного ворса. Узор состоит из плотного растительного орнамента на основном поле и по бордюру, в центре полотна располагается затейливый медальон. Современные изделия из Исфахана, реализующиеся в широком диапазоне цен, часто являются копиями знаменитых работ персидских мастеров эпохи Сефевидов – золотого века ковроткачества на Ближнем Востоке.

Кум. Ковры из Кума отличаются оригинальными сочетаниями оттенков: фон может быть цвета слоновой кости, бежево-коричневым или светло-зеленым с бирюзовым отливом. Низкий ворс имеет приятную шелковистую фактуру. Кум является единственной областью Ирана, где ткут шелковые персидские ковры, цена на которые выше, чем на изделия из шерстяных или комбинированных нитей. Обычно шелк добавляют к шерсти для придания ковру блеска или вывязывания отдельных элементов узора. Для кумских ковров характерно разнообразие орнаментов. Чаще всего изображение разбивается на несколько квадратов, каждый из которых украшает растительный узор.

Наин. На персидских коврах из Наина, которые считаются образцом классического дизайна, фон имеет светлый оттенок, а узор может быть светло-зеленым, синим или салатным. Основу рисунка составляет множество причудливо переплетающихся веток и небольших цветков. В качестве основы для полотна используется тонкий хлопок. Сочетание цвета слоновой кости с голубыми оттенками стало настоящей «визитной карточкой» мастеров из Наина.Persidskiy-kover-Nain

Габе. В Габе ткут персидские ковры «килимы», которые пользуются большим спросом в европейских странах. К причинам их популярности относится двусторонний рисунок и доступная цена («килим» стоит примерно в два раза дешевле, чем традиционный иранский ковер). Изделия представляют собой большие полотна с крупным простым узором. В качестве материала для них используется неравномерно прокрашенная шерсть. Интерьерный текстиль из Габе отличается оригинальным орнаментом и необычными сочетаниями оттенков.

Персидские ковры были и остаются лидерами, если нужно выбрать качественный, красивый ковер с неповторимым дизайном, который дополнит и украсит любой, даже самый изысканный, интерьер. Но в наше время стоит внимательно подходить к покупке и выбору иранского ковра, так как продается большое множество некачественных подделок.

Поделись статьей в социальных сетях:

Оставить комментарий

Pin It