В процессе создания ковра окрашивание материала – это второй этап после создания его эскиза. Используемые красители можно поделить на две группы: натуральные (так же природные: минеральные, растительные, животные) и синтетические.

Натуральные (природные) красители пряжи для ковров

Природные красители уже применяются на протяжении тысячи лет. Окраской пряжи занимались мужчины, так как ковры плели женщины. Это был сложный и долгий процесс. Сначала материал требовалось собрать, просушить и измельчить. Процесс приготовления натуральных красителей отличается для каждого региона, ведь все зависит от растений, которые там произрастали. Пряжа красится в два этапа. Для того, чтобы пряжа хорошо прокрасилась, сначала необходимо поместить пряжу в горячий раствор квасцов для протравки, и только потом отправить ее в красильные ванны. А вот сколько ее там держать и при какой температуре, уже зависело от того какой оттенок хотели получить. И последний этап окрашивания натуральными красителями – закрепление. Использовали для этого мочу животных, лимонную кислоту, каустическую соду, сернокислое железо, медный купорос, молочная обезжиренная сыворотка…

Pokraska_pryazhi_dlya_kovra

На конечный окрас так же влияет структура и оттенок самой пряжи. Например, таки оттенки как серый, черный, желтовато-белый и белый получаются благодаря натуральному цвету шерсти.

Сырье для изготовления красителей

Красные оттенки

   Высушенный корень марены красильной (крапп, марзана) дает более томный лилово-красный оттенок. Из его истощенной краски получают оранжевые оттенки. Произрастает в Восточной Европе (Крым, страны бывшей Югославии), Малой и Средней Азии (Турция, Иран, Ирак, Туркменистан и т.д), Средиземноморье.

Кошениль – вид насекомого, кармин – название красного красителя (добывают из бескрылых самок шарлахового жука, которые обитают в Мексике, Польше, Армении).

Кермесовый червец (Средиземноморье) более дорогой аналог кошенили.

Охра состоит из гидрата окиси железа и глины, является природным пигментом. Красная охра – это обожженная желтая охра, то есть безводная окись железа с глиной.

Киноварь – ртутный минерал, неорганический алый пигмент.

Сурик – минерал, оксид свинца, цвет кирпично-красный. Добывают в Германии, Мексике, Словении.

Красильный сафлор – однолетние растение, для окрашивания нити использовалась еще в Древнем Египте. Произрастает в Египте, Испании, Украине, на Кавказе и Китае.

Оранжевый цвет 

   Почти из всего сырья, которое дает красный оттенок, можно получить оранжевый, оранжево-желтый. Так же смесь марены с хной дает яркий оранжевый оттенок: краску (хну) изготавливают из листьев лаусонии неколючей , которые собираются во время цветения. Произрастает в Индии, Судане, Египте.

Шафран или крокус. Для красителя оранжевого цвета использовались рыльца цветков шафрана посевного. Растет в Средиземноморье, Малой Азии, Центральной Азии.

Синие оттенки

   Индиго — растение, культивируемое в Индии и тропических странах. Синий индиго добывается из листьев растения, путем расщепления гликозид индикана на глюкозу и агликон индоксил, первоначально бесцветное соединение, которое на открытом воздухе окисляется и превращается в синий индиго.

Азурит — минерал синего цвета, использовался он с древнейших времен как краска. Крупные месторождения находятся Намибии, Конго, Марокко, Греции.

Ляпис-лазурь — натуральный пигмент, перетертый минерал лазурит. Добывают в Таджикистане, Мьянме и Прибайкалье. Древнейшим месторождением являются копи в Бадахшане (современный Афганистан), оттуда он попадал в Китай, Среднюю и Малую Азию.

Желтые оттенки

   Резеда желтенькая произрастает в Северной Африке, Передней и Средней Азии. Использовалась как краситель еще с 1 века до нашей эры. Хорошо держится на шелке и шерсти, с хлопка быстро вымывается.

Охра — состоит из гидрата окиси железа и глины, является природным пигментом от светло-желтого до коричнево-желтого оттенка.

Куркумин — желтый краситель, который содержится в корневище и стебле куркумы. В основном произрастает в Индии, так же на Шри-Ланке, Китае, Перу, Индонезии.

Коричневый цвет

   Его можно получить из охра (в зависимости от интенсивности), скорлупы грецкого ореха и желудя, кораы дуба, акации, чая.

Черный цвет

   Этот оттенок можно получить путем наложения оттенков хны и синего индиго, так же израствора чернильных орешков или селитры, сок гранатовой кожуры и винного камня, марганец.

Раньше добиться черного оттенка можно было с помощью ржавчины или земли, с содержанием окиси железа. Но, к сожаленью, шерсть, окрашенная таким способом, быстро приходила в негодность, так как «съедалась» ржавчиной. Соответственно в антикварном ковре коричневый и черный орнамент стирался намного интенсивнее, чем другие оттенки.

Интересный факт. Для того, чтобы подделать антикварный ковер ручной работы с натуральными красителями, узелки с черным и коричневым пигментом выстригаются особым способом для того, чтобы придать ему старинный вид.

Зеленый

   Можно получить этот оттенок последовательным окрасом синим красителем, затем желтым.

Малахит — минеральный пигмент, который изготавливается из мелкой крошки малахита минерала.

Белый

   Помимо использования пряжи белого натурального окраса, так же для достижения белого цвета использовали известь и минеральный пигмент – арагонит.

   Бежевый из скорлупы грецкого ореха, шкуры граната.

В списке приведены только основные пигменты растительного, минерального и животного происхождения.

Главными критериями отличия натуральных красителей от искусственных является их интенсивность и однородность.

Натуральный краситель не может проникнуть глубоко в пряжу, как это делают искусственные красители. Поэтому создается эффект прозрачности, натуральный оттенок нитки как бы просматривается сквозь краску. Неоднородность нити наблюдается из-за нескольких факторов.

Заготовить достаточное количество красителя сразу не представлялось возможным. Поэтому для производства одного ковра могла использоваться пряжа нескольких партий, которая в свою очередь отличалась по интенсивности оттенка.

Каждый натуральный оттенок в себе содержит элемент всех основных оттенков (есть доминирующий и его подтоны : шеллак (смола, выделяемая насекомыми), основной – красный, подтон – синий). Именно это свойство позволяет сочетать натуральные оттенки.

Благодаря самой природе они уже смотрятся эффектно и органично.

Если при нанесении красителя соблюдаются все технологические требования, тогда ковер не будет подвержен выцветанию, и не полиняет при контакте с водой. Среди недостатков можно отметить их дороговизну, сложность и длительность производства, которые требуют самых квалифицированных специалистов. Использование натуральных красителей делает не возможным производство одной партии ковров с идентичными цветами в разных размерах.

Искусственные красители для производства ковров

   Химические (синтетические, искусственные) красители массово начали использовать лишь после Первой Мировой Войны, в связи с ростом экспорта ковров в страны Европы и Северной Америки.

Хотя на рынке они появились еще в середине 19 столетия.

Первыми химическими красителями стали анилиновые. Еще в 1826 году немецкий химик О. Унвердорбен получил анилин при перегонке индиго с известь. Потом в разное время независимо друг от друга анилин обнаружили Ф. Ф. Рунге (1834), Ю. Фрицше (1841), Н. Зинин (1842) и лишь в 1843 Август Гофман установил, что все эти соединения идентичны. И только в 1856 году началось промышленное производство анилина (фиолетового красителя мовеина).

Качество первых красителей было просто ужасно: при попадании воды они сразу линяли, выцветали быстро и неоднородно. За такое плохое качество ковров едва ли не поплатилась целая отрасль ковроделия в Иране. Спрос падал, цену снижали при помощи ухудшения качества выпускаемой продукции. . В 1903 г в Персии было запрещено использование анилиновых красителей вплоть до конца Второй Мировой войны, когда на рынке появились новые хромовые красители.

Сейчас анилин используют в основном фабрики в Китае, иногда в Индии, которые пытаются сократить расходы. Так же этот краситель до сих пор используют в коврах машинной работы.

   Хромовые красители дешевле натуральных, их легче наносит, шерсть не разъедается, не линяют при попадании воды, краски не блекнут от времени, оттенки после неоднократных химчисток продолжают выглядеть сочно и ярко. Без химического анализа тяжело отличить натуральные и качественные химические красители даже специалисту. Встречаются так же изделия, в которых эти красители используются вместе.

Производство ковров не стоит на месте и постоянно совершенствуется, возможно в скором времени появятся еще новые и более совершенные виды красителей для ковров, как машинной, так и ручной работы, но на данный момент мы рассмотрели основные виды и подвиды красителей. Если у Вас есть интересная информация о красителях, то делимся в комментариях к статье и помогаем другим читателям узнать интересные факты о коврах, поделившись статьей в социальных статьях.

Поделись статьей в социальных сетях:

Write A Comment

Pin It
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности