Ковер из Турции

Выбирая качественные ковры, как ручной работы, так и машинного производства для своего интерьера, многие покупатели сталкиваются с изделиями турецкого производства и не знают на сколько они качественны, какие бывают их виды (особенно, среди дорогих — ручной работы) и каким коврам отдать предпочтение, поэтому в этой статье подробно рассмотрим историю турецкого ковроткачества, какие есть разновидности турецких ковров ручной работы и чем они известны и ценятся у коллекционеров, а также рассмотрим фото-примеры использования турецких ковров в классическом и современном интерьере.

Турецкие ковры ручной работы по праву считаются одними из самых красивых и популярных как среди антикварных, так и современных моделей. Не смотря на обилие используемых технологий производства, анатолийские вовсе не уступают своим ближайшим конкурентам иранским или индийским коврам, а по некоторым показателям качества они даже их превосходят.  Турецкие ковры ручной работы вы можете встретить в коллекциях самых искушенных коллекционеров антиквариата и просто ценителей искусства. Словосочетания «восточный ковер» и «турецкий ковер» являются синонимами, поскольку традиции производства ковров из Анатолии вобрали в себя весь опыт плетения ковров, все особенности и специфику этого процесса.

Для того, кто хочет купить турецкий ковер интересно будет узнать древнюю историю ремесла в этом регионе, местных анатолийских производителей и какие характеристики свойственны коврам из разных регионов. Таким образом вы научитесь отличать ковры от разных производителей, понимать по каким критериям можно узнать, что перед вами настоящий турецкий ковер, а не подделка, а также узнаете в чем же заключается ценность турецкого ковра. Давайте же более детально разберемся, что же из себя представляют анатолийские антикварные и современные турецкие ковры!

Производство ковров в Турции

Турция была и остается одним из основных производителей ковров. Ковроткачество зародилось еще в 11 веке у кочевых племен. В те времена турки плели ковры для повседневного пользования, для сохранения тепла в жилищах, как украшение и преданное для невест. Традиции ковроткачества передавались из поколения в поколения, благодаря чему производство ковров — объемная ниша в экспорте Турции. Уже с 14 века турецкие ковры ценились далеко за пределами страны, как богатое украшение каждого интерьера, качественное и проверенное временем.

Для производства ковров в основном используются шерсть, хлопок и шелк. В современных коврах также используются и искусственные материалы, для удешевления себестоимости ковра. Так же дело обстоит и с красителями, с давних времен использовались только натуральные красители, но с развитием промышленности все больше используют их синтетические аналоги. До сих пор остаются популярными турецкие ковры ручной работы с натуральными красителями и материалами, так как они более экологичны, качественнее и практичнее. Стоимость таких ковров только растет с каждым годом.

Классификация турецких ковров

Школы турецкого ковроткачества можно разделить по регионам производства, в которых так же можно выделить отдельных ярких представителей, так как производство ковров всегда сосредотачивалось около крупных городов, а в отдельных районах их могло быть несколько. Анатолийские ковры можно разделить на три основные группы: Западную, Центральную и Восточную Анатолии. У каждой группы есть свои отличительные черты и характеристики, которые отделяют их друг от друга.

Западная Анатолия

Основной характеристикой этой группы производителей является использование яркого насыщенного красного цвета, а также более светлых красноватых оттенков, заметные белые акценты, намного чаще встречаемые зеленый и желтый, по сравнению с другими регионами-производителями.

Ковры Хереке

Турецкий ковер Хереке

Ковер Хереке – это воплощение максимального мастерства и изысканности. Мануфактура по производству ковров в городе Хереке была основана в 1841 году османским султаном Абдул-Меджидом I специально, чтобы застелить коврами дворец Долмабахче. Она занималась производством ковров ручной работы вплоть до распада Османской империи и возобновила работу только в середине 20 столетия. Ковры производили больших размеров, по составу шерстяные и шелковые (с основанием из хлопка) и шелковые на шелковой основе. При плетении использовался симметричный узел Гёрдесс в исполнении двойной узел, первоначально вдохновлялись персидскими узорами, которые впоследствии видоизменялись под влиянием османских мотивов.

Столетия спустя, а ковры Хереке все еще ассоциируются с безукоризненной репутацией, фабрики и частные производители из города продолжают радовать высококачественными и элегантными коврами, совместно используя традиционные анатолийские и современные узоры, а также роспись османской эпохи.

Ковры из Бергама

Ковер из Бергама с дизайном медальон

Ковроделие в этом регионе зародилось еще в 11 веке, но среди ковров, которые сохранились, можно найти экземпляры максимум 15 столетия. Являясь самым развитым городом в регионе и местным рынком, название «Бергама» использовалось как торговая марка для всех ковров, производимых в регионе. Географический район Бергама насчитывает около 80 населенных пунктов и почти в каждом из них производили ковры. Самыми известными можно назвать Ягджибедир, Чанаккале, Эзине, Балыкесир и т.д.

Так же виды ковров Бергама классифицируют по имени европейких живописцев, которые изобразили ковры на своих полотнах. Среди них необходимо выделить Лоренцо Лотто, Ганса Мемлинга, Джованни Беллини, и самым ярким примером является Ганс Гольбейн Младший. «Ковер Гольбейна» характерен для полотен мастеров эпохи Возрождения, не только одного мастера, именем которого они были названы. Особенностями этого дизайна ковров являются геометрические орнаменты с такими элементами как звезды восьмиугольной формы, ромбы, кресты, узор «гюль» и использование темно-красного оттенка как основного.

В современной истории ковроделия следует упомянуть об инициативе, основанной в этом регионе в 80-х годах в городе Айваджик, в Чанаккале, DOBAG Carpet Initiative. Главной целью которого является возрождение ковроделия с использованием традиционных технологий производства ковров ручной работы, в частности использование натуральных красителей и шерсти, скрученной вручную. Помимо возрождения ткацких традиций, эта инициатива является источником постоянного дохода особенно для женщин из сельских регионов Турции. К каждому ковру идет сертификат с указанием мастера, местности, где был произведен ковер; кожаная бирка с печатью. Мастерам платят за количество узлов, таким образом обеспечивается справедливая система оплаты труда. Купить такой ковер можно только у официального дилера.

Ковры из Бергама — это высококачественные изделия из шерсти на шерстяной основе, при плетении используются симметричный узел, при плотности в 12 узлов на см2. Это яркий представитель того, как искусно сочетается многовековая традиция ручного производства с национальной аутентичностью.

Милас

Турецкий ковер Милас

Ковры Милас уникальны как по своей структуре, композиции, так и своему особенному стилю. Главной отличительной чертой их дизайна является наличие широких бордюров, что ведет к относительно небольшому узкому полю. Так же может встречаться дизайн из нескольких бордюров с контрастным окрасом. В производстве используется шерсть, краски более приглушенных так называемых «земных» оттенков, которые производятся из растительных красителей: коричневый, особый оттенок красного, очень темный желтый, так же встречается зеленый.

Можно выделить два типа по дизайну среди ковров Милас: первый – классический, который можно встретить у ковров еще в 16 столетии (характеризуется использованием геометрических форм, древней символики и абстрактными растительными мотивами), и второй – барочный, который появился под влиянием европейского спроса (извивистые арабески и нежные цветочные мотивы в дизайне, оттенки стали более яркими).

Благодаря развитому туризму в регионе, в Миласе все еще процветает производство ковров ручной работы (насчитывается около 7 000 активных ткацких станков в регионе). Из современных производств модно выделить следующие села: Ёрен (Гереме), Чомакдаг, Бозалан, Мезгит и самый известный Караджахисар (характеризуются наличием медальона и большим полем).

Ушак

Антикварный ковер Ушак

Ковры Ушак начали производить еще на заре Османской империи (начало 14 столетия) и получили они свое название благодаря городу Ушак, центру ковроделия Анатолии, который уже к 19 столетию стал самым выдающимся и популярным производителем ковров как для местного, так и зарубежного рынков.

Для ковров Ушак характерен свой отличительный дизайн, который сформировался под влиянием течения истории, конкуренции с иранским производством и местных традиций:

  • Наличие центрального крупно выраженного медальона или так называемой «Звезды Ушак», больших размеров и сочетание с ним больших сводов изображенных в углах;
  • Вместо медальона больших размеров могут использовать несколько небольших медальонов пропорционально раскиданных по полю или классический персидский дизайн: пальметты (орнамент в виде пальмовых листьев, расположенных по рядам и переплетенных между собой виноградной лозой);
  • Бордюр широкий с изображением стилизованных облаков, пальмовых листьев и узора «гюль».
  • Палитра оттенков – приглушенная, в мягких абрикосовых и золотых шафрановых тонах, глубина которых усиливается благодаря шелковистости мягкой и блестящей шерсти.

Несмотря на то, что узел гёрдесс порой создаёт примитивное впечатление, ковры из Ушака по-своему уникальны и привлекательны благодаря как раз сочетанию нежных оттенков, утонченного дизайна и грубости исполнения.

Основными конкурентами коврам Ушак были персидские ковры Зиглер и Султанабад, что и наблюдается в схожести их дизайнов: центральной медальон и угловые арабески; но именно более мягкая цветовая гамма, наложенная на высококачественную шерсть, стала для ковров из Ушака той отличительной чертой, что дала им закрепиться среди лидеров ковроделия.

Центральная Анатолия

Ковры из Коньи

При упоминании ковров из Коньи сразу на ум приходят яркие оттенки, высокое качество шерсти и исконно племенные узоры. Отличительной чертой для ковров Коньи всегда будет оставаться смелое использование цветов, игра оттенков на их контрасте и сочетание вместе с узорами.

Ковер из Коньи Гюль Мемлинга

На коврах изображают шестиугольные либо основные геометрические фигуры. Они могут быть выстроены в аккуратные ряды либо расположены в шахматном порядке по полю. Самым распространенным геометрическим узором является так называемый «гюль Мемлинга». Но не смотря на использованный мотив или узор, главной отличительной чертой всегда остается сочетание и наложение оттенков на ковре. Хотя и наблюдается обилие красок, рисунок на ковре все равно остается хорошо заметным. Это происходит благодаря четко прорисованным очертаниям рисунка, которые выделяют его на общем фоне как центрального фона, так и бордюра.

Из современных производителей ковров Коньи следует выделить следующие прилегающие регионы: Ташпинар, Обрук, Карапынан, Кесимуслу.

Напоследок следует упомянуть, что ценят турецкие ковры из Коньи так же и за качество шерсти, так как она считается одной из самых лучших в мире. Если Вам посчастливилось наткнуться на ковер ручной работы из этого региона, не раздумывайте долго о его покупки, поскольку помимо высокого качества качества, вы приобретаете аутентичный яркий предмет, который станет отличным дополнением к классическому интерьеру или цветовым акцентом в современном.

Ковры из г. Сивас

Турецкий ковер Сивас в светлых оттенках

Ковры из Сиваса ценятся как одни из лучших декоративных и качественных ковров, произведенных в Турции. Для дизайна ковров используют классические персидские мотивы: центральный медальон или яркие арабески на монохромном поле, симметрично заполненное поле повторяющимся элегантным небольшим по размеру узорами (виноградная лоза, пальметты). Ковроделы из Сиваса старались воссоздать величие дизайна ранних классических ковров, но при этом делая дизайн своим. Это удавалось мастерам с помощью палитры красок: мягких оттенков, с основным — цветом слоновой кости, и деталях так же выполненных в пастельных цветах.

Главной отличительной чертой современных ковров Сивас остается хорошее качество работы: высокая плотность и низкий ворс. Таким образом, турецкие ковры из Сиваса будут отлично подходит элегантным и нежным интерьерам и смогут добавить некой мягкости формальному интерьеру.

Ковры из Восточной Анатолии

О ковроделии в этом регионе осталось, к сожалению, не так много информации, и современное производство местных ковров почти прекратилось. Среди функционирующих следует выделить производство ковров ручной работы в регионе вблизи города Карс. Дизайн ковров напоминает Кавказские ковры, обусловлен этот фактор близостью региона к Кавказским народам. За коврами с хорошей плотностью закрепилось название «карс», а ковры более низкой плотности этого региона называют «худут».  Шерсть в основном используют козью и овечью, как для ворса, так и для основания ковра.

Ковер Юрюк

Традиционный анатолийский ковер Юрюк

Хотя кочевой образ жизни в Турции племена уже и перестали вести, но у некоторых поселений получилось сохранить классические традиции плетения ковров ручной работы. Ковры Юрюк получили сове название от старинных анатолийских кочевых племен, которые так и назывались Yuruks или Yörüks. Юрюк яркий представитель традиционного племенного ковра:

  • Дизайн ковров схож с дизайном ковров Казак: используются геометрические и абстрактные мотивы, растительность почти никогда не изображается (или видоизменена до неузнаваемости);
  • Для основы и утока используют шерсть овцы и козы, ворс оставляют высоким, плотность небольшая;
  • Краски яркие, насыщенные цвета: зеленый, голубой, красный, фиолетовый узоры на темно-коричневом фоне.
  • У восточных анатолийских ковров Юрюк гексагональные и ромбовидные узоры с смещенными узлами, поэтому ряды при дизайне ковра выходят диагональные, а не вертикальные.

Истинных коллекционеров ковры Юрюк привлекают сочетанием ярких насыщенных красок с простым незамысловатым дизайном.

Фото турецких ковров в интерьере

Как вы могли заметить, не с проста турецкие ковры ценятся во всем мире на ряду с иранскими. Каждый, кто решил приобрести качественный ковер ручной работы, сможет найти именно свой вариант среди обилия дизайнов у огромного количества турецких производителей. В выборе ковра не существует никаких ограничений, кроме вашего желания; вы можете застелить восточными коврами как современную гостиную, так и комнаты, оформленные в классическом стиле.  Если вы сомневается подходит ли ковер с турецким дизайном именно в ваш интерьер, следующая подборка фото ковров в интерьере поможет вам определиться:

Турецкие ковры в классическом интерьере

Яркий турецкий ковер в классической гостиной

Турецкий шерстяной ковер в обеденной зоне

Турецкий ковер в классическом дизайне

Турецкий в интерьере светлой гостиной

Турецкий ковер Ушак в интерьере классической гостиной

Прямоугольный турецкий ковер в светлых оттенках

Прямоугольный турецкий ковер в классическом интерьере

Прямоугольный турецкий ковер под обеденным столом

Классический турецкий ковер в интерьере гостиной

Диван честерфилд и классический ковер турецкий

Большой турецкий ковер перед камином

Турецкие ковры в современном интерьере

Яркий турецкий ковер на пол спальни

Турецкий шелковый ковер в гостиной

Турецкий ковер в интерьере современной спальни

Турецкий ковер ручной работы в современном интерьере

Турецкий ковер на пол

Старый ковер в современной гостиной

Старый ковер в современном интерьере

Старинный турецкий ковер ручной работы

Шерстяной турецкий ковер на пол

Прямоугольный турецкий ковер в интерьере современной гостиной

Несколько турецкий ковров в интерьере спальни

Поделись статьей в социальных сетях:

1 комментарий

  1. Турецки ковры тоже очень славятся, были на экскурсии на заводе ковроткаческом, когда в Турции отдыхали, очень понравилось. Ковры просто шикарные, но и цены есть разные, но все же подешевле будут чем у нас..

Оставить комментарий

Pin It